Дистиллятное судовое топливо состоят из легких фракций, получаемых дистилляцией в установках по переработке нефти, характеризуются малой вязкостью v = 3 ч- 6 мм2/с, по¬этому не нуждаются в подогреве перед подачей к двигателям или котлам. Тяжелое судовое топливо представляют собой смеси, состоящие из остаточных продуктов переработки нефти и дистиллятов.

В зависимости от соотношения легких и тяжелых компонентов вязкость тяжелых судовых топлив, как и другие их показатели, варьируется в широких пределах. В России качество судовых топлив регламентируется государственными стандартами и техническими условиями . За рубежом качество судовых топлив определялось спецификациями фирм-поставщиков Британской (BS 2869 : 1967) и Американской (А5>ТМ-Д975 и Д396-67). Начавшийся в 70-х годах и все более распространяемый процесс вовлечения в производство судовых топлив продуктов вторичной переработки нефти потребовал пересмотра действующих стандартов и спецификаций, расширения предельных значений показателей качества и привлечения дополнительных показателей (таких, как содержание алюминия, стабильность и совместимость топлив и др.).

Дистиллятное судовое топливо
В силу ограниченности ресурсов и высокой стоимости дистиллятов, дизельное судовое топливо - относящееся к классу дистил¬лятов, в СССР ориентировочно в 1,7 раза превышало стоимость тяжелых судовых топлив . Потребление судового дизельного топлива на судах морского флота составляет всего 6—12 % от общего количества сжигаемого топлива. Его в основном используют во вспомогательных средне- и высокооборотных дизелях, которые либо по своей конструкции, либо из-за неприспособленности системы топливоподготовки (отсутствие подогрева) не могут быть переведены на более тяжелое судовое топливо. В главных двигателях морских судов судовое дизельное топливо применяют исключительно во время маневров и для промывки топливной системы, перед остановкой. Отечественная промышленность выпускает судовые дизельные топли¬ва в соответствии с ГОСТ 305—82 путем смешивания фракций прямой перегонки сернистых нефтей, прошедших гидроочистку и депарафинизацию, с каталитическим газойлем. Присутствие каталитического газойля снижает эксплуатационные свойства топлива, в частности усиливается его склонность к отложениям. Судовое топливо выпускают четырех марок: Л, 3, ЗС, А, которое по содержанию серы делят на две подгруппы: с S < 0,2 %, с S == 0,21 — 0,5 %. Содержание меркаптановой серы в сере обеих подгрупп ограничивается 0,01 %.

В качестве заменителя судового дизельного топлива на судах морского и речного флота широко используют газотурбинное топливо (ГОСТ 10433—75). Топливо получают в качестве побочного про¬дукта в процессах замедленного коксования при выработке нефтя¬ного кокса, необходимого металлургической промышленности. Га¬зотурбинные топлива ТГ и ТГВК отличаются более высокой плот¬ностью и вязкостью, но не настолько высокой, чтобы их нужно было подогревать перед использованием. Для этих топлив характерно более высокое содержание серы (1 и 2,5 % соответственно) и, на что должно быть обращено внимание особо, в них содержится до 25 % смолистых веществ. Это обусловливает их низкую стабиль¬ность, проявляющуюся при нагревании и смешивании с другими топливами.

Начиная с 1988 г. нефтяная промышленность начала поставлять на флот судовое маловязкое топливо, предназначенное для замены дизельного и газотурбинного топлив. Это топливо вырабатывают путем смешивания дистиллятов вторичных процессов (коксова¬ния, термического и каталитического крекинга) с дизельными фракциями с повышенным концом кипения, взятыми из атмосфер¬ной и вакуумной колонн. По сравнению с судовым дизельным топливом к нему предъявляют менее жесткие требования (допускается вдвое большая вязкость— 11 мм2/с, содержание серы до 1,5 %, более низкое ЦЧ — не менее 40).